ИЗРАЗЦЫ* КНЯЗЯ МЕНШИКОВА
Верный помощник Петра I в
самых важных государственных делах, сын придворного конюха, царский любимец,
светлейший князь и генералиссимус Александр Данилович Меншиков
нраву был весьма крутого.
Разгневавшись как-то во
время пира, Светлейший выгнал всех гостей из своих палат и загнал в ров с
водой, что возле дворца его прорыт был. Там он продержал гостей с ночи до утра, заставляя всех пить за свое
здоровье воду, и кричать: "Ура любимому князю,
батюшке и благодетелю"!
И пошутить князь любил. Так
во время другого празднества к гостям в парадную залу внесли огромный торт.
Когда подвыпившие гости сообща ринулись к чуду кулинарного искусства с ножами и
вилками, торт дико завизжал и из него выскочили два
карлика. Они протанцевали менуэт, разбрызгивая на нарядных гостей хлопья
кулинарной пенки, варенья и бог знает еще каких сладостей.
Не мудрено, что вскоре Меншиковские пиры перестали пользоваться популярностью, и
князь "приглашал" гостей, уже грозя немилостью самого царя. Гости
одевались поскромней и, перекрестившись, ехали к Меншикову, где ежеминутно ожидали какого-нибудь подвоха.
Но все эти
проказы Светлого князя не шли ни в какое сравнение с
дерзким похищением изразцов у самого царя.
Страсть князя Меншикова к украшению своего дворца была известна всем петербуржцам.
Его палаты были гораздо наряднее царевых. К чему Петр
относился весьма равнодушно, а Меншиков, пользуясь
этим, частенько украшал свой дворец за счет царя и бояр. С высочайшего
соизволения Петра, конечно!
Как-то раз Александр
Данилович узнал, что Петр "выписал" из Голландии для Летнего дворца и
Монплезира чудо-плитку, называемую
изразцами, из которой на стенах дворцов умельцы выкладывают картины. И что
корабли с товаром – уже на подходе к Петербургу. Светлейшего обуяла дикая
и неуправляемая зависть, и он решил суда
перехватить, а плитку – присвоить. Что и проделал чуть погодя.
Узнавшего об этом царя
хватил удар. Неделю он метался в эпилептических припадках, грозился конюхового сына казнить, а дворцы забрать. Потом успокоился,
велел Меншикову изразцы вернуть и дал на это месяц
сроку.
Однако Светлейший,
прекрасно зная характер Петра, возвращать награбленное
не торопился. Желая и прощение заслужить, и плитку у себя оставить, он выписал
из Дельфта мастеров и наладил свое производство фаянсовой
плитки под Петербургом, которая не только не уступала по качеству и дизайну
"заморской", но даже превосходила ее. Первую продукцию князь подарил
Петру, который, как известно, приветствовал любое новаторство на Руси.
Царь расчувствовался,
плитку принял, проходимца простил, заморские изразцы ему подарил, а
производство фаянсовое все же отобрал, решив, что так надежнее будет.
А изразцы действительно
необычайно красивы. И сегодня в бывших палатах князя Меншикова
можно часами рассматривать каждую комнату. Вот пеизаж
из Голландии с тихой рекой, замком среди пышных деревьев. А вот морской берег с
силуэтами ветряных мельниц. А там по тропинке идут пастухи, лениво плетутся
коровы, позванивая бубенчиками, подвешенными на шеи. А вот грустная
девушка-пастушка с короной на голове. Это персонаж старинной скандинавской
народной сказки о королеве-пастушке.
А вот и знакомые персонажи
русских сказок: Птица-Феникс, Колобок, который катится по лесной дорожке... Это
изделия русских мастеров, работавших на основанном Меншиковым
керамическом заведении.
* Изразцы (кафель) – керамические плитки
для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми
глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С
обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы)
для крепления в кладке.