ИЗРАЗЦЫ* КНЯЗЯ МЕНШИКОВА

ИЗРАЗЦЫ* КНЯЗЯ МЕНШИКОВА

 

 

Верный помощник Петра I в самых важных государственных делах, сын придворного конюха, царский любимец, светлейший князь и генералиссимус Александр Данилович Меншиков нраву был весьма крутого.

Разгневавшись как-то во время пира, Светлейший выгнал всех гостей из своих палат и загнал в ров с водой, что возле дворца его прорыт был. Там он продержал гостей  с ночи до утра, заставляя всех пить за свое здоровье воду, и кричать: "Ура любимому князю, батюшке и благодетелю"!

И пошутить князь любил. Так во время другого празднества к гостям в парадную залу внесли огромный торт. Когда подвыпившие гости сообща ринулись к чуду кулинарного искусства с ножами и вилками, торт дико завизжал и из него выскочили два карлика. Они протанцевали менуэт, разбрызгивая на нарядных гостей хлопья кулинарной пенки, варенья и бог знает еще каких сладостей.

Не мудрено, что вскоре Меншиковские пиры перестали пользоваться популярностью, и князь "приглашал" гостей, уже грозя немилостью самого царя. Гости одевались поскромней и, перекрестившись, ехали к Меншикову, где ежеминутно ожидали какого-нибудь подвоха.

Но все эти проказы Светлого князя не шли ни в какое сравнение с дерзким похищением изразцов у самого царя.

Страсть князя Меншикова к украшению своего дворца была известна всем петербуржцам. Его палаты были гораздо наряднее царевых. К чему Петр относился весьма равнодушно, а Меншиков, пользуясь этим, частенько украшал свой дворец за счет царя и бояр. С высочайшего соизволения Петра, конечно!

Как-то раз Александр Данилович узнал, что Петр "выписал" из Голландии для Летнего дворца и Монплезира чудо-плитку, называемую изразцами, из которой на стенах дворцов умельцы выкладывают картины. И что корабли с товаром – уже на подходе к Петербургу. Светлейшего обуяла дикая и  неуправляемая зависть, и он решил суда перехватить, а плитку – присвоить. Что и проделал чуть погодя.

Узнавшего об этом царя хватил удар. Неделю он метался в эпилептических припадках, грозился конюхового сына казнить, а дворцы забрать. Потом успокоился, велел Меншикову изразцы вернуть и дал на это месяц сроку.

Однако Светлейший, прекрасно зная характер Петра, возвращать награбленное не торопился. Желая и прощение заслужить, и плитку у себя оставить, он выписал из Дельфта мастеров и наладил свое производство фаянсовой плитки под Петербургом, которая не только не уступала по качеству и дизайну "заморской", но даже превосходила ее. Первую продукцию князь подарил Петру, который, как известно, приветствовал любое новаторство на Руси.

Царь расчувствовался, плитку принял, проходимца простил, заморские изразцы ему подарил, а производство фаянсовое все же отобрал, решив, что так надежнее будет.

А изразцы действительно необычайно красивы. И сегодня в бывших палатах князя Меншикова можно часами рассматривать каждую комнату. Вот пеизаж из Голландии с тихой рекой, замком среди пышных деревьев. А вот морской берег с силуэтами ветряных мельниц. А там по тропинке идут пастухи, лениво плетутся коровы, позванивая бубенчиками, подвешенными на шеи. А вот грустная девушка-пастушка с короной на голове. Это персонаж старинной скандинавской народной сказки о королеве-пастушке.

А вот и знакомые персонажи русских сказок: Птица-Феникс, Колобок, который катится по лесной дорожке... Это изделия русских мастеров, работавших на основанном Меншиковым керамическом заведении.

 

* Изразцы (кафель) – керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

Hosted by uCoz